16.12.2013 07:00 - Областная газета |
Заморская жизнь Автор: Анна Виговская
Автор фото: Алексей Головщиков
«Заморскими» в Братском районе называют четыре поселка: Озерный, Наратай, Южный и Карахун. Все они расположены в акватории Братского водохранилища и строились на время лесозаготовки. Однако шли годы, десятилетия, а эти задуманные когда-то как временные, населенные пункты стали для четырех тысяч людей единственным пристанищем.
В советское время жизнь в поселках била ключом. Высокие заработки, заваленные дефицитным товаром полки магазинов, влекли «за море» и зеленую молодежь, и высококлассных специалистов со всего Союза. Сейчас пришлый народ сюда не едет. Причин для этого много. Поселения, отрезанные от большой земли водохранилищем, утратили регулярное сообщение. Авиация, исправно доставляющая сюда пассажиров, после перестройки исчезла. Ледовая переправа зимой или водный путь летом – это единственная возможность добраться домой почти для четырех тысяч островитян. Во время распутицы – осенью и весной – с жителями заморских поселков можно общаться только по телефону. В это же время сюда прекращается доставка почты. Электричество здесь вырабатывают дизель-генераторы, и свет в домах у людей появляется только на несколько часов в сутки. И, наконец, пожалуй, самое главное – отсутствие работы. Истощение лесосырьевой базы вокруг поселков послужило причиной передислокации лесозаготовителей. Теперь они предпочитают работать вахтовым методом в глубокой тайге. Перейдя из государственных в частные руки, предприятия не утруждают себя обязательствами по содержанию дорог, завозу ГСМ и теплоснабжению населенных пунктов. Жизнеобеспечение данных поселков сегодня тяжелым бременем лежит на бюджете Братского района. Ежегодно из муниципального кошелька выделяется более 26 млн рублей только на завоз дизельного топлива.
Дорога жизни
Карахун – самая дальняя точка на карте Братского района. От райцентра поселок отделяют 250 км. Предложение мэра Александра Старухина побывать «на краю территории» мы встретили с воодушевлением: разве не интересно посмотреть, как сегодня живет поселок и его жители? К тому же путешествие обещало немало приключений, до которых так охоча вся журналистская братия. Сначала предстояло добираться до пристани, потом водным путем через море, а дальше – прямиком через глухую заснеженную тайгу.
Путь к Братскому водохранилищу занял на служебной «Волге» не менее двух часов. На берегу уже ждал небольшой старенький катерок со звучным названием «Сиваш».
– Добро пожаловать на борт! – усмехнувшись в седые усы, произнес кряжистый капитан, сбросив с катера трап.
Узенькое дощатое полотно, снабженное небольшими перекладинами, заставило поволноваться: «Как же по нему идти?» Пришлось ползти, опираясь на невразумительные дощечки, всеми четырьмя конечностями. Как оказалось, это было не самое сложное. Спуск выглядел еще более «увлекательно».
Видавший виды уазик ожидал гостей на противоположной стороне водохранилища.
– До Озерного – километров тридцать, от Озерного до нас – 98. Доедем часа за четыре, – после приветствия бодро отрапортовала глава Карахунского МО Наталья Исупова. – Устраивайтесь поудобнее, поговорим, чего зря время терять!
В разговоре выяснилось, что к Карахунскому МО относятся два населенных пункта – поселок Карахун и поселок Южный. В Южном раньше проживали полторы тысячи человек. Сейчас – 240. В этом году там закрыли среднюю школу, оставив только начальную, в которой обучаются семь ребятишек. На треть сократилась за последние годы численность населения и в Карахуне. В поселке работает больница, клуб, почта, библиотека, детский сад и средняя школа. После того, как «ушел» леспромхоз, работы не стало. Мужчины уезжают в поисках заработка, нанимаясь на «вахту», а женщины, не занятые в соцкультбыте, вынуждены сидеть дома.
На вопрос, участвует ли муниципалитет в каких-либо программах, для того, чтобы привлечь финансирование в местную казну, глава пояснила:
– Мы пытались принять участие в областной программе «Переселение из ветхого и аварийного жилья», но в нее не попали. Проблема в том, что в наших поселках из-за большой удаленности от города и массовой безработицы жилье практически ничего не стоит, и люди не оформляют в собственность ни землю, ни строения. Для того чтобы участвовать в программе, нужно иметь кадастровые и земельные документы.
Но есть в жизни муниципалитета и позитивные моменты. Наталья Исупова рассказала, что МО должен получить паспорта на дороги: для оформления документов район выделил более полумиллиона рублей. На деньги, полученные в рамках проекта «Народные инициативы», в поселковой библиотеке пополнили запас детской литературы, закупили постельные принадлежности для лагеря дневного пребывания, но главное – в Карахуне на областные средства построили новую модульную котельную и теплотрассу, а за счет спонсоров – группы «Илим», частично отремонтировали школу.
Дослушать подробности, к сожалению, не получилось. Дорога, по которой тяжело катила машина, оставляла желать лучшего. Водитель усиленно сопротивлялся желанию транспортного средства скатиться в кювет, демонстрируя при этом незаурядное мастерство. Быстро темнело. Над пиками елей и сосен показался бледный ободок луны. С двух сторон вплотную к машине подступил заснеженный лес. Неожиданно на дорогу выползли длинные огни фар. Навстречу шел груженый лесовоз. Разъехаться на заваленной снегом трассе удалось, опять-таки, благодаря профессионализму шофера. Наконец, часа через три, мы добрались до поселка. Вокруг было безлюдно и тихо. Машина свернула направо в сонный переулок, и сразу же на столбах заморгали, затеплились дымным сиреневым светом лампы, постепенно наливающиеся яркой голубизной. Вокруг истекающих свечением фонарей заходил кружащейся сетью рой крупных липких снежинок.
Затормозили возле школы.
– Располагайтесь и отдыхайте, – скомандовала Наталья. – Устали, поди, с дороги. Смотреть все будем завтра.
Обратно в СССР
Знакомство с поселком, естественно, началось с очага образования.
«Карахун» в переводе с бурятского означает «черная вода» – читаем мы историческую справку на школьном стенде. – Поселок появился на свет после затопления Братского водохранилища в 1960 году. Тогда же были построены две улицы – Лесная и Погодаева – в честь героя Советского Союза Степана Борисовича Погодаева. В одном из домов по улице Лесной работала школа. По плановому переселению в поселок вскоре были перевезены частные дома из деревни Верхнее Суворово. В 1968 году в Карахун переселили поселок Артумей...
Сегодня здесь проживает около 900 человек. И это очень много. Например, некогда существовавшие поселки Чистый, Хвойный и Первомайский из-за того, что в них оставалось всего по 15–25 человек, пришлось переселить. Карахуну это не грозит. В школе учатся 88 учеников. На будущий год ждут пополнение из детского сада.
О школе нам рассказывает директор Светлана Мухамадеева.
– В выпускном классе у нас обучается 12 учеников, в девятом – 13, в первом – девять. Третий класс маленький – два человека и четвертый – всего три школьника, – объясняет она. – В нынешнем году при школе появился интернат. В нем с понедельника по пятницу проживают девять ребятишек из соседнего поселка Южный. Условия у нас хорошие. За счет спонсоров мы нынче сделали ремонт. Заменили брус во всем левом крыле и установили пластиковые окна. А еще заменили систему отопления, которая проработала 40 лет, и смонтировали систему холодного водоснабжения. Теперь у нас появились теплые туалеты. На следующий год планируем продолжить реконструкцию.
Для младших ребят в школе создана экологическая организация «Родничок». Старшие школьники объединены в Совет старшеклассников. Они шефствуют над малышами и «вносят предложения по организации работы школы». Например, в этом году по их желанию была введена школьная форма и определены правила пользования сотовой связью. Мобильная связь появилась в поселке недавно. Для всех, а особенно для ребятишек, это стало настоящим событием. Дети перезванивались друг с другом, даже находясь в одном классе! Совет старшеклассников собрался и принял решение – «в школу носить телефоны можно, чтобы приучить ребят к культуре общения, но на уроках их необходимо выключать».
Поскольку педагогический коллектив в Карахунской СОШ исключительно женский, мальчишки на уроках труда осваивают не способы обработки деталей на станках, а постигают основы шитья и домоводства. Учащиеся выпускного класса, например, учатся шить брюки, ребята помладше – вышивают гладью и вяжут варежки.
Среди учителей школы – много бывших выпускников. Директор, завуч, историк, математик, преподаватель русского языка и литературы, физрук сами когда-то сидели за партами в классах, где теперь преподают уроки. Поэтому, наверное, здесь царят особо доверительная атмосфера, уважение и среди учителей, и среди школьников.
– Пользуясь случаем, я хотела бы поблагодарить свою бывшую учительницу, сегодняшнюю коллегу Аллу Николаевну Файзуллину, – настоятельно просит Светлана Мухамадеева. – Мы с родителями приехали в Карахун из Белоруссии в 1975 году. Она научила меня русскому языку. Благодаря ей я выбрала профессию учителя, окончила пединститут. Сегодня в школе работает и моя дочь. Преподает историю. Поработать в поселке ее попросила я, поскольку считаю, что только здесь молодой педагог получит необходимый практический опыт.
Местный детский сад – тоже один из лучших в районе. Фантазия работников детсада, соорудивших снежные скульптуры и композиции, буквально сражает наповал. В дело здесь идут старые тазики, автомобильные шины, коряги и ветки. По всей территории – «грибные заросли» и фигурки лесных обитателей.
– Детям – радость, взрослым – удивление, – смеется заведующая Раиса Бондарчук. – Мы не избалованы, мастерим из того, что есть. Зато посмотрите, как красиво получается!
В детсаду две разновозрастные группы. В первой – малыши от полутора до трех лет. Во второй – ребятишки от четырех до шести. Очереди в детский сад ждут 17 малышей. Раиса Алексеевна объясняет, что необходимо открывать дополнительную группу. Мэр района Александр Старухин обещал оказать содействие в проведении ремонта.
В участковой больнице нас ждет заведующая Светлана Цунская. Она также с большой готовностью рассказывает о вверенном ее заботам учреждении:
– У нас есть и поликлиника, и стационар. 16 койко-мест: десять – круглосуточного пребывания, шесть – дневного. Медицинский штат – пять человек. Я – фельдшер, три медсестры и лаборант. Врачей с высшим образованием давным-давно нет. Я здесь работаю 18-й год. За столько лет мы научились сами справляться с проблемами. И роды принимаем, и зубы выдергиваем. Если уж что-то серьезное – вызываем санавиацию.
Директор МУП «Карахунское ЖКХ» Раяс Ибрагимов спешит похвастаться новой котельной:
– Ее мощность 0,6 Мегаватта. До этого стояла слабенькая, не вытягивала по мощностям. Тем более, у нас теплотрасса находилась под землей. Трубы за 40 лет проржавели, были сильные утечки. 12 кубов горячей воды в сутки теряли! В школе, больнице, детском саду зимой было очень холодно. Батареи еле-еле теплились. Если бы нам не построили новую котельную, мы бы эту зиму не вытянули! Теперь у нас не только котельная, но и теплотрасса новая. Благодаря тому, что появился холодный водопровод, стало возможным сооружать во всех учреждениях теплые туалеты. По предварительным подсчетам, обошлось это новшество в 15 млн рублей. Таких денег Карахун сроду не получал! Поселок буквально ожил.
Раяс Аркадьевич показывает бобины самонесущего изолированного провода (СИП), который начали устанавливать к социальным объектам и жилым домам, новый трансформатор и крышу дизельной станции, которую перекрыли на собственные средства.
– Нам бы еще новый дизель-генератор. Старые втрое выработали свои ресурсы! – будто случайно роняет он. – Самый большой – 1975 года выпуска. Он у нас работает с 6.30 и до 10 утра. Этот маленький мы запускаем днем на соцкультбыт – там свет подается весь день. Вечером его глушим и опять до часу ночи запускаем большой. Сейчас, пока он не работает, мы его ремонтируем.
Бригада электриков, в основном пенсионного возраста, сосредоточенно копается во внутренностях электродвижка.
– А вдруг не успеете отремонтировать? Люди без света останутся?
– У нас так не бывает. Такого нет: сделаем-не сделаем. Однозначно: сделаем – и точка!
Есть в поселке клуб и библиотека. И здесь спешат рассказать, показать, похвастаться новинками:
– Этот цветной принтер подарил наш депутат Андрей Чернышев. Это музыкальное оборудование купила область. А это мы собственными силами подремонтировали…
Так что «заморская» жизнь, хоть и непросто складывается, но продолжается.
– Удивительный край! Красивая природа, охота-рыбалка, ягоды-грибы и необыкновенно благодарные и непритязательные люди, – думалось нам. – Ни одной жалобы на то, что «тяжело» и «трудно». Наоборот, давно забытое, «социалистическое» братство и взаимовыручка. Стремление помочь и поддержать друг друга во всем. Это, наверное, потому, что живут они своей, особой, «заморской» жизнью – в компании близких по духу людей.
Героическими усилиями, разбивая лед, «Сиваш» пристал к берегу. Скорее всего, этот рейс для него последний. Теперь транспорт с «большой» придет, только когда встанет вода.